Творческая деятельность народного артиста Советского Союза, лауреата Государственной премии республики Геннадия Ивановича Цитовича является одной из самых ярких страниц фольклорно-музыкальной жизни Белоруссии. Его знают как основателя старейшего, самобытнейшего хора деревни Большое Подлесье, организатора и художественного руководителя Государственного академического народного хора БССР, фольклориста-исследователя, автора известных трудов по актуальным проблемам современной фольклористики, а также автора-составителя антологий и сборников собственных записей народных песен.

 

 

Геннадий Иванович Цитович — человек, влюбленный в искусство своего народа. Сама жизнь, сложная и нелегкая, как бы отлила, выковала этого неугомонного искателя, ученого, тонкого, проникновенного художника.

 

Как же начинал он свой путь в искусстве, что сделало его таким, каким мы его знаем и любим сегодня? Когда начала определяться его любовь к музыке? Возможно, зародилась она длинными зимними вечерами, когда в семье исполняли чудесные народные песни, большим знатоком и любителем которых была его бабушка. А возможно, возникла она в годы занятий в Виленской семинарии на репетициях хора. Но скорее всего «виноват» в этом был Григорий Романович Ширма и его Виленский гимназический хор, неизменным участ-ником которого в течение нескольких лет был Геннадий Цитович. Он и раньше любил и знал множество белорусских народных песен, а после знакомства с Ширмой, его лекциями о литературе и народной музыке эта любовь стала более сильной, осознанной и целенаправленной.

 

Окончив Виленскую семинарию, Геннадий Цитович не стал продолжать занятия в духовной академии (перспектива стать священником не привлекала его), а, несмотря на многочисленные преграды и трудности,

поступает на природоведческо-математический факультет Виленского университета.

 

Однако интерес к музыке не угасал. Он участвует в выступлениях организованного им вокального квартета, создает для него обработки народных песен.

 

А еще через некоторое время Геннадий Цитович становится руководителем университетского хора. Коллектив принимал активное участие в концертах студенческого клуба, и именно здесь молодой хормейстер познакомился с профессором консерватории Тадеушем Шелиговским. Влюбленный в свое дело, способный быстро разобраться в людях, он сразу же увидел в Геннадии Цитовиче будущего музыканта и настойчиво посоветовал ему поступать в консерваторию. Так студент-биолог, не оставляя занятий в университете, становится одновременно и студентом консерватории.

 

Записями белорусских народных песен юноша увлекался давно. С этой целью он совершил ряд увлекательных фольклорных экспедиций по окрестным селам и деревням, а когда репертуар родных мест был исчерпан, он предпринимает фольклорные путешествия на Витебщину по реке Десне. Таким образом, до своего поступления в консерваторию Геннадий имел уже значительное количество собранного материала, основу которого составляли белорусские народные песни. Но он не только собирает, коллекционирует их, а и глубоко изучает. Его интересуют принципы построения той или иной песни, интонационный и ритмический склад, характерные особенности календарно-обрядовых, любовных, балладных, бытовых, рекрутских, игровых и многих других песенных жанров.

 

Все это дало возможность молодому этнографу уже на втором курсе консерватории прочитать доклад, а затем и напечатать статью «Белорусские волочобные песни». Через год, в сентябре 1936 года, в краковском еженедельнике «Курьер литературно-научный» появляется статья «Белорусская народная музыка», вызвавшая довольно широкий резонанс, так как была посвящена малоизвестной отрасли этнографии и знакомила читателей с архитектоникой белорусских народных песен.

 

 Г. Цитович продолжает свои фольклорные экспедиции, все время расширяя их географию. Он объездил всю Западную Белоруссию, побывал в самых глухих деревушках и хуторах. Где только не встречали фольклориста! Всегда по-дружески настроенный, веселый и остроумный, он был желанным гостем в любом доме, с ним всегда охотно делились своим искусством мастера народного пения.

 

Переходя из одной деревни в другую, он видел и то, как белорусский народ боролся с насильственным ополячиванием, стремился сохранить свои обычаи, язык, песни. С большой любовью, как самую заветную ценность, собирал и записывал Цитович революционные песни, созданные населением Западной Белоруссии.

 

В своей этнографической деятельности Геннадий Цитович не ограничивался сбором только белорусского фольклора. Его интересовали проблемы взаимного обогащения музыкальных культур разных народов. Так, изучая болгарские народные песни, он пришел к выводу, что в их построении есть много общего с белорусской песней. Не вызывали никакого сомнения и взаимосвязи белорусского фольклора с русским, украинским, польским и литовским.

 

Позднее свои наблюдения и исследования о взаимовлиянии разных культур нашли отражение в статьях «Революционное народное творчество Западной Белоруссии (1919—1939)», «К вопросу о взаимосвязях белорусов и литовцев в области песенного фольклора», «Украинско-белорусские связи в народной музыке».

 

В 1939 году трудящиеся Западной Белоруссии воссоединились в единой братской семье народов СССР. Широко и свободно зазвучала народная белорусская песня. Записи этнографа приобрели значительную му-зыкально-практическую ценность. К ним обращаются композиторы, руководители музыкальных коллективов художественной самодеятельности, их включают в свой репертуар известные исполнители.

 

Влюбленный в народное хоровое пение, Геннадий Цитович консультирует многие самодеятельные хоры, совмещая эту работу с деятельностью ответственного редактора музыкальных передач Барановичского областного радиокомитета.

 

Как-то он услышал по радио выступление хора имени Пятницкого и стал мечтать о создании белорусского народного хора. Редакторская командировка привела его в деревню Большое Подлесье. Там он прослушал небольшой местный хор, который пел в чисто народной манере. Геннадий Цитович понял, что перед ним подлинный родник народного искусства и что именно здесь его ждет интересная творческая работа. С тех нор и началось тесное и постоянное сотрудничество с этим коллективом, который служил для него своеобразной ла-бораторией народного творчества.

 

В 1940 году хор принял участие в областном смотре художественной самодеятельности и завоевал первое место. Высокий художественный уровень исполнения подтвердился и на республиканском смотре. Коллектив Подлесского хора выделяется для участия в Первой декаде белорусского искусства в Москве, где он выступает с большим успехом.

 

Поездка в Москву принесла Геннадию Цитовичу уверенность в том, что он находится на правильном пути, занимается делом, которому не жаль посвятить всю жизнь. Но через год началась Великая Отечественная война и только после ее окончания Геннадий Иванович Цитович восстанавливает творческий облик коллектива, готовит новые концертные программы. В 1945 году коллектив участвует в областном и республиканском смотрах художественной самодеятельности и завоевывает право вновь демонстрировать свое искусство в Москве.

 

Известный советский композитор М. Коваль в газете «Советское искусство» 7 сентября 1945 года писал о выступлении хора села Большое Подлесье: «...женщины запели лирическую песню «Ой рэчанька, рэчанька». Необыкновенной красоты песню они пели тихо, как бы боясь расплескать ее чудесную мелодию, пели с той артистичностью, которая волнует и вызывает слезы умиления.

 

Талантливый руководитель хора Г. Цитович доказал, на какой художественный уровень можно поднять колхозный хор».

 

А вот что писал в газете «Правда» 8 сентября 1945 года знаменитый советский хормейстер А. В. Свешников: «Особого внимания заслуживает хор белорусской народной песни села Большое Подлесье Барановичской области (руководитель Г. Цитович). Этот хор представляет собой настоящий перл народного искусства. Исполнение хора полно неизъяснимого обаяния и теплоты. Исполнительская техника хора очень высокая, у него — идеальная интонация, исключительно выразительная нюансировка».

 

Одновременно Г. И. Цитович возобновляет свои фольклорные экспедиции. В его нотных тетрадях появляются новые записи народных песен. Были среди них и старые, традиционные песни и созданные совсем недавно.

 

В 1945 году он услыхал в Плещеницах песню «Наш край» на значительно переработанный и сокращенный текст К. Буйло. Позднее, в хоровой обработке А. Богатырева, эта песня стала широко известной и широко исполняемой как профессиональными, так и самодеятельными коллективами. В том же году Геннадий Иванович записал в Бегомле «Песню пра Заслонава», а в деревне Юровичи Калинковичского района — песню, которая сразу же приобрела большую популярность. Это — бодрая, оптимистическая «Узышоу свецел месячык». В Лунинецком районе он записал «Піскую патызанскую», а деревни Козловичи и Тимковичи подарили ему частушки «Пра калгаснае жыццё» и «Пра партызан».

 

Так за короткий срок у фольклориста накопился богатый материал, который он обобщил в своем научном докладе «Белорусская музыкальная практика сегодня».

 

Г. И. Цитович — не только признанный авторитет в области этнографии. Он также и неутомимый, пламенный пропагандист белорусской культуры и требовательный художник. В 1952 году он становится художественным руководителем организованного им Государственного академического хора БССР, исполнительское мастерство которого теперь широко известно и Беларуси и за рубежом.

 

Организация нового музыкального коллектива была связана с большими трудностями. Самобытность творческого облика белорусского народного хора требовала тщательного дифференцированного отбора исполнителей при комплектовании групп будущего коллектива: хоровой, танцевальной, оркестровой, а также кропотливой работы по формированию его репертуара, основу которого, по убеждению Геннадия Ивановича, должна составлять народная белорусская песня.

 

Поскольку обработок национальных песен для белорусского народного хора с его специфическим звучанием и требованиями к хоровой аранжировке было мало, Геннадий Иванович приступает к созданию концертных обработок для своего коллектива. Так появляются знаменитые «Рэчанька», «Ой, рана на Івана» и другие.

 

Хоровые обработки Г. Цитовича ценны прежде всего тем, что он претворяет в них приемы импровизационного народного многоголосия, натурально-ладовой гармонии и другие особенности народного музицирования. Г. Цитович не ограничивался только обработками белорусских национальных песен. На его творческом счету обработки русских, украинских народных песен. Большую помощь оказывает он и самодеятельным композиторам, создавая хоровые обработки их песен, среди которых «Наш Неман», «Пайду Ясю мілы» П. Шевко, «Нездаровіцца» П. Косача и другие.

 

В репертуаре народного хора есть и оригинальные сочинения Геннадия Ивановича, написанные в народном стиле: «Як той Зосі давялося», «Калгасны вальс», «Беларусь мая» и другие.

 

Впервые народный хор выступил перед широкой аудиторией в дни празднования 35-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. А вскоре в Окружном Доме офицеров состоялись концерты коллектива со специальной большой программой в двух отделениях.

 

Музыкальная общественность, белорусские композиторы, критика единодушно отметили, что коллектив поет чисто, звучно, обладает своеобразной исполнительской манерой. Так народный хор получил путевку в жизнь, началась его активная творческая деятельность: гастрольные поездки по Белоруссии и другим республикам, выступления на многолюдных праздниках песни, смотрах, конкурсах, по радио, многочисленные шефские концерты.

 

Но самым значительным событием в творческой жизни совсем еще молодого коллектива было участие в концертах Второй декады белорусского искусства и литературы в Москве (1955). О художественном уровне декадных концертов Государственного народного хора Белорусской ССР красноречиво говорили многочисленные рецензии в центральной печати, единодушно отметившие чистоту интонации, чудесное исполнение классических образцов белорусской народной песни, красочный показ народных танцев. Так, газета «Правда» 21 февраля 1955 года в очерке «Певцы, музыканты, танцоры Белоруссии» писала: «В Белоруссии широко развита хоровая самодеятельность. Из самодеятельности вышел и созданный в 1952 году Белорусский государственный народный хор под художественным руководством Г. Цитовича.

 

Хоровая, танцевальная и оркестровая группы, которые составляют в целом народный хор, укомплектованы молодежью — участниками художественной самодеятельности Могилевщины, Полесья, Гомельщины и других районов республики.

 

Молодежь принесла с собой много бодрости и задора. В то же время сколько народной мудрости вложено в исполнение простых, доходчивых песен белорусского народа!

 

Слушаешь чудесные лирические, шуточные песни в исполнении женского хора и невольно забываешь, что звучат они со сцены,— кажется, что поют их девушки где-то в поле...

 

Искусство этого коллектива поистине народное. Большая заслуга в этом — Г. Цитовича, известного белорусского этнографа и музыковеда...»

 

А вот что писал об исполнительской манере народного хора композитор М. Коваль в газете «Советская культура» 20 февраля 1955 года: «Уже в самом начале творческого пути коллектива наметилась его характерная манера исполнения, которая восходит к белорусской песенности,— светлое лирическое звучание, мягкость смысловой трактовки без эмоционального «нажима», без резких контрастов.

 

Программа декадного концерта показала возросшее мастерство этого хора...»

 

В 1957 году во время подготовки к Всесоюзному и VI Всемирному фестивалям молодежи в Москве Г. Цитовичу пришла мысль создать из числа артисток хора вокальный октет. Довольно быстро обозначился репертуар нового ансамбля. В него вошли белорусские народные песни «Рэчанька», «Пры Дунаёчку», «Рабшачка» в обработке Цитовича, «Закаці, закаці ты, яснае сонейка» в обработке К. Поплавского, несколько частушечных напевов и другие.

 

А через десять лет Геннадий Иванович выпестовал еще один чудесный коллектив — женский вокальный квартет и дал ему ласковое название «Купалінка». Этот квартет сразу же получил широкое признание любителей музыки, а со временем стал самостоятельным коллективом. В 1968 году Геннадию Ивановичу Цитовичу за высокое исполнительское мастерство руководимого им хора, а также активную музыкально-просветительскую деятельность было присвоено высокое звание «Народный артист Советского Союза».

 

Он стал активным пропагандистом белорусского музыкального искусства и за рубежом. Хор и его группы гастролировали в Польше, Румынии, Венгрии, Канаде, Болгарии, Финляндии, Франции.

 

Интенсивная концертная деятельность, а также высокий уровень художественного исполнения стимулируют создание новых репертуарных произведений белорусских композиторов для этого коллектива. Он является первым исполнителем и интерпретатором многих песен В. Оловникова, И. Кузнецова, Ю. Семеняко и других композиторов.

 

Трудно переоценить то благотворное воздействие, которое оказывает народный хор на развитие музыкальной культуры нашей республики и особенно на развитие самодеятельного искусства. Благодаря открытым концертам, передачам по радио и телевидению, записям коллектив приобрел необычайно широкую аудиторию слушателей. И не только слушателей, но и участников самодеятельных народных хоров, которые перенимают у своих коллег-профессионалов стиль исполнения, богатый репертуар, состоящий из лучших образцов традиционных и современных народных песен и танцев, произведений белорусских композиторов.

 

С 1974 года обязанности художественного руководителя Государственного народного хора БССР Г. И. Цитович передает талантливому хормейстеру М. П. Дриневскому и много времени уделяет культурно-просветительной, научно-исследовательской работе: принимает участие в пленумах и съездах Союза композиторов, международных симпозиумах и конференциях по фольклору, руководит семинарами самодеятельных композиторов, консультирует научные работы молодых музыковедов. Он много работает на радио, телевидении: создает несколько циклов концертов-очерков под общим названием «Белорусская народная музыка».

 

За годы своей фольклорно-собирательской деятельности Г. И. Цитович записал более трех тысяч лучших образцов народного музыкального творчества и мог бы составить «Антологию» исключительно из них. Однако он изучил более пяти тысяч напечатанных фольклорных записей и свыше трех тысяч — из рукописных коллекций белорусских этнографов, выбрав из этого огромнейшего количества материала самое ценное в художественном отношении. Основным критерием при составлении «Антологии» были художественные качества не только напева, но и поэтического текста песен, стремление как можно полнее раскрыть все разнообразие известных жанров музыкального фольклора, показать песни из всех уголков Белоруссии.

 

Нотный материал «Антологии» составляет два раздела: «Песни досоветского периода» и «Песни советской эпохи».

 

В предисловии прослеживается и теоретически обосновывается последовательность процессов развития народного музыкального искусства, постепенность перехода от старой традиционной до современной народной песни, расширение ее диапазона, ритмическая и мелодическая эволюция.

 

В комментариях к «Антологии» автор не только классифицирует материал по разделам и рассказывает, когда, кем, где и от кого записана та или иная песня, но и указывает ее варианты, в каких сборниках она печаталась раньше, какими композиторами и в каких произведениях была использована в качестве мелодического материала. Безусловно, что этот раздел книги необычайно полезен и нужен музыковедам, исследователям истории белорусской национальной музыки.

 

Как ученого-фольклориста, Г. Цитовича интересуют проблемы развития народного хорового многоголосия. Этой теме были посвящены работы «О двухголосном пении», сборник песен Подлесского хора «Белорусские двухголосные песни», сборник «Песни счастья», где собраны двух-, трехголосные песни советского времени.

 

Важнейшим вкладом в развитие национальной музыкальной культуры является книга Г. Цитовича «О белорусском песенном фольклоре», в которой наиболее полно отражается направленность научной и практической деятельности автора. Круг проблем, охваченных в статьях этой книги, широк и разнопланов. В то же время для них характерно органическое внутреннее единство, что обусловлено и самим подходом исследователя к материалу и системным раскрытием тематики. В очерках ясно проявляются и творческие черты автора: огромная любовь к белорусскому фольклору и отличное знание его, широта, состоятельность научных выводов. По утверждению этно-музыковеда 3. Я. Можейко, книгу по праву можно считать «энциклопедией белорусской народной музыки».

 

Г. И. Цитовичу принадлежит также приоритет в области исследования народного музыкального творчества, в котором нашли яркое отражение социальная и культурная жизнь народа Белоруссии. Он — автор очерков, статей, для которых характерен глубокий социальный анализ, смелые обобщения, основанные на обстоятельном знании фактического материала.

 

В 1978 году за создание «Анталогіі беларускай народнай песні» и книги «О белорусском песенном фольклоре» Г. И. Цитовичу была присуждена Государственная премия БССР.

 

Творческие успехи Г. И. Цитовича в значительной степени обусловлены его эрудицией, глубоким и всесторонним знанием жизни народа, искренней, сердечной дружбой с создателями и исполнителями народной музыки.

 

Лучшим отдыхом считает он поездки в самодеятельные народные хоры, часто бывает в Озерщине, Кореличах, Морочи и других деревнях. Но чаще всего бывает он в Большом Подлесье.

 

Много лет прошло с тех пор, как талантливый художественный руководитель создал Подлесский народный хор и поднял его певческую культуру до уровня высокого искусства.

 

Осенью 1979 года в колхозном клубе торжественно отметили 40-летие Подлесского народного хора. Г. И. Цитович провел подготовку к юбилею и вновь хористы под его руководством исполняли песню про свою родную деревню:

 

Меж полей широких

На краю Полесья

В садах расцветает

Деревня Подлесье...

 

А 16 февраля 1980 года на общем собрании колхозников Подлесского колхоза имени Ленина единогласно было принято постановление «О присвоении почетного звания «Заслуженный колхозник» Геннадию Ивановичу Цитовичу за многолетнюю и активную работу в колхозном производстве». Так он первым среди белорусских музыкантов получил это звание и гордится им.

 

Более чем за пятьдесят лет творческой деятельности сделано немало, но жажда новых записей, новых экспедиций, новых встреч с интересными людьми никогда не, проходила у Геннадия Ивановича. Летом он организовал продолжительные экспедиции, выбрав себе в спутники кого-либо из поэтов, композиторов, музыковедов или просто людей, которые любят природу Белоруссии, белорусскую песню, чудесных народных исполнителей.

 

 

Народное искусство всегда остается молодым. И люди, влюбленные в него, отдающиеся ему без остатка, не стареют.

  • 2010-03-16_12-30-44_0011
  • 2010-03-16_12-31-53_0012
  • 2010-03-16_12-33-01_0013
  • 2010-03-16_12-33-59_0014
  • Titovich_Drinevskii