Печать 

 

Открытие XXVII фестиваля «Январские музыкальные вечера» состоялось в строгом порядке. Губернатор Брестчины Анатолий Лис высоко отозвался о его влиянии на культурный уровень, заместитель министра культуры Василий Черник зачитал приветственный адрес с одобрением проекта.

И на сцене выстроились голосистые исполнители Национального академического хора им. Г. Цитовича. В ладном созвучии лились то народные, то духовные мотивы. Наиболее ощутимо сердце таяло от «Молитвы» Булата Окуджавы в солировании Ренаты Матвеенко. Песней «Ой там, за горою» открылась дружба со столичным коллективом заслуженного работника культуры РБ, брестчанина Сергея Любчука. Хор исполнил вещь в его обработке, и Сергей Федорович был вызван на сцену для обмена любезностями. Литовский вундеркинд Паулюс Андерсон творил фортепианные бури в сопровождении симфонического оркестра Брестского музыкального колледжа. Они сотрясли душу фортепианным концертом Рахманинова, затем окормили полонезом Чайковского. Классика не нуждается в переводе, но требует ушей и настроенности. Брестчане пришли во всеоружии, что выразилось в горячих аплодисментах.

Наконец настал час кульминации программы, потому что все ждали выхода Сергея Захарова. По залу поплыли более пышные букеты, замелькали фотографии красавца с его автографом. Народный артист России и обладатель многих почетных титулов появился на авансцене в ореоле прошедших от пика его популярности лет, что слегка разочаровало. Но мы быстренько снова восхитились раздобревшим артистом, потому что он запел. Об этом голосе тоже можно сложить балладу! И нежный, и драматический баритон, такой силы и такого широкого спектра, будто в нем собран целый сонм энергий... Звучали и «Ария Мистера Икс», и «Отцвели хризантемы», и «Ямщик, не гони лошадей», и «Гори, гори, моя звезда». Щедрая личность выражалась в жестах: на каждый подаренный букет Сергей Георгиевич доставал из жилетки открыточку с автографом. По сцене ходил с домашним спокойствием, в котором читалось: «То ли еще было!», на малейший повод реагировал шутливой выходкой. Все - бесконечно мило и немного грустно. Вечер закончился немым вопросом: а где восходящие Захаровы и Магомаевы?

Спой, светик, покажись!

Об этой животрепещущей теме мы поговорили с представительницей вокального гнездышка - доцентом Московской академии музыки им. Гнесиных Екатериной Стародубровской. Певица и педагог насладила брестский зал своим сопрано 11 января.

Как у нас выступалось?

- Великолепно, это просто счастье! Зрительный зал так чутко впитывает флюиды со сцены, что хочется и петь, и показывать те произведения, которые не так часто исполняются. Та же «Гранада», Равель, романс Огинского - это лишь часть моей подготовленной программы. Вторую часть исполню на сцене музыкального колледжа.

Какими судьбами вы вписались в музыкальную сферу?

- Я выросла в семье пианистов, с шести лет на сцене. Немного изучала языки, но вернулась, уже в пение. Мне всегда хотелось и петь, и преподавать, а теперь эти два моих дела слились воедино.

Как направить ребенка на занятия искусством?

- В самом раннем детстве нужно давать ему как можно больше различных художественных впечатлений. Пусть отведает и танцев, и пения, и музыки, и драматических постановок. Вообще познакомится с богатой культурой мира. Когда насытится - сам потянется следом.

Почему не сияют на современном певческом Олимпе новые имена уровня и известности Хворостовского или Магомаева? Вам с «верхотуры» виднее: куда растекаются обученные таланты, каковы их судьбы? Можете назвать громкие имена, которых мы, возможно, по оплошности, не знаем?

- Имен назвать не могу, не хочу кого-нибудь обидеть. Мне кажется, каждое время выдвигает свои художественные критерии, и на первый план выходят те или другие художественные направления. Сейчас для молодых исполнителей открылись огромные возможности себя проявить. Например, в шикарном проекте «Большая опера» телеканала «Культура». Опять же - в Большом театре есть молодежная программа, наши выпускники поют в московских театрах и по всему миру. Вообще, заметна колоссальная тенденция ко все большему увлечению людей пением.

Все же подойдем поближе к конкретным персонам. От чего зависят судьбы вокалистов? Как выйти на широкую стезю и закрепиться в долгосрочной перспективе?

- Нужны несколько вещей. Природные способности, подходящая обстановка в детстве и необычайное усердие и трудолюбие. Последнее - наиболее важно. Даже с великолепным голосом можно ничего не добиться, если нет фанатизма, а человек с усердием обгонит недоразвитого «гения».

Но талантам нужно помогать...

- Человек должен созреть для дальнейших шагов, его можно лишь направить. Знаете, научить нельзя, но можно научиться. Мы можем только вкладывать, а что и сколько человек впитает от окружающих людей, педагогов, жизни - это его судьба. Мудрость в том, что хороший педагог учит, замечательный - наставляет и заинтересовывает, а гениальный - вдохновляет.

Сибирский дух искусного разлива

И яркий вдохновитель объявился в концерте на следующий день. Программа вечера воплощалась в нотной стройности. Прослушали концерт № 2 Бетховена в исполнении симфонического оркестра театра драмы и пианиста Владимира Дулова. Отличился виртуозной игрой скрипач Ионел Манчу. Прекрасно спела «Вальс Джульетты» Гуно солистка оперы из Тбилиси Кетеван Гавашели. Серьезно настроенная публика и дальше бы соответствовала академической сдержанности.

Но ведущие объявили народного артиста России Владислава Пьявко. И обладатель классного тенора взял слушателей в оборот. С первых шагов и звуков почувствовалась нестандартная личность. И чем дальше, тем больше обострялось зрительское внимание. Сцену смерти Отелло из оперы Верди артист не просто спел, а прожил в тонких нюансах с необыкновенной выразительностью. Со следующей каватиной в зал обрушился невероятный энергетический шквал. Это не то что делают эстрадные исполнители, вызывая поверхностный тонусный мандраж. Это нечто, воодушевляющее до мозга костей и несущее откровение и об искусстве, и о человеке. Стало ясно: человек - это не возраст, не комплекция, не черты лица. Человек - это дух, это энергетика. Немолодой и не столь стройный артист был потрясающе интересен. Своей хлещущей импульсивностью солист снес с подмостков дирижера Александра Сосновского и, сам управляя музыкантами, исполнил еще часть вокала.

Вместе с финальными аплодисментами журналисты подались за кулисы, как притянутые магнитом. Владислав Иванович выслушал восторги как должное и, мастерски установив дистанцию, ответил на вопросы.

Вы потрясающе воздействуете на публику не только голосом, но и флюидами натуры. Это у вас такая школа или чисто персональное свойство?

- Это - нутро. Живу в искусстве, как чувствую и делаю то, что и сам ценю как слушатель. Все у меня - от корней. Я - сибиряк, родился в Красноярске, воспитывался и провел детство в Норильске. Начинал учиться с игры на аккордеоне, прошел и через музыкальную эксцентрику в цирковом училище.

Сегодня вы сами педагог, профессор Московской консерватории. Думается, ведете своих учеников с сибирской строгостью?

- Иногда и «кувалдой». Они сегодня в большинстве инертны, часто сонные и вальяжные. Скорее хотят славы и почестей, чем труда и развития. Задача педагога - пробудить дарование и встряхнуть его от установок посредственности. Надо затратить колоссальную собственную энергию, чтобы закрутился маховик сотрудничества. Только проснувшийся студент может по-настоящему учиться. Я говорю ученикам и коллегам: «Не войте, как волки на косогоре!» Какой бы ни был прекрасный голос, через пару минут академической монотонности слушатель переходит к поверхностному восприятию: начал фразу, пошло крещендо, берет кульминацию и т. д.

Да, только самобытная личность держит внимание зала в тонусе. Но ведь личность надо уметь проявить!

- Настраиваю себя и других искренне отдавать себя делу. У артиста на сцене должен идти экстаз собственной души. Если его нет - мы публике неинтересны. Если твоя энергия передается залу и вы вместе поднимаетесь на иной уровень существования, можешь говорить, что не зря прожил жизнь.

Приезжайте к нам еще. Вас сегодня очень не хватило!

- Спасибо, приглашайте, с радостью! На Брест мне обижаться не приходится, он меня любит!

ТАМАРА ГЛУЩЕНКО

Нравится