В самом слове фольклор, которое в переводе с английского (folk-lore) означает «народная мудрость», заключено его основное значение. Белорусский фольклор — это наши корни, наша история, наша память, душа нашего народа. Народное творчество дает представления о жизни и быте, об изменениях языка, о национальных традициях и обычаях. Предания, сказки, поговорки, песни, частушки, наигрыши, батлейки, прикладное искусство — настоящая народная мудрость.

Отличительная особенность фольклора — это отсутствие автора, коллективность творчества. Все произведения многократно преобразовывались, шлифовались десятилетиями, даже столетиями, передаваясь от мастера к мастеру из поколения в поколение. Вторая особенность — отсутствие точной даты создания, ведь в народном творчестве отражается вся жизнь, и в одной вещи можно найти приметы разных времен. Кроме того, фольклорные произведения имеют огромное множество вариантов, ведь фольклор как река, собирающая в себя множество ручейков.

Народные песни сопровождают труд и праздник, радость и горе. В былинах и преданиях повествуется о важных исторических событиях. В сказках, пословицах и поговорках — жизненный опыт, меткий юмор, тонкий психологизм, мечты и стремления народа. Интересны произведения декоративно-прикладного искусства: ткачество, вышивка, керамика, резьба по дереву... Причем, виды и жанры белорусского фольклора так тесно переплетаются, что разделить их порой очень сложно. Музыка, пение, танец, театральные представления, национальные костюмы дополняют друг друга.

Серьезный профессиональный композиторский интерес к национальному фольклору возник в начале XIX века. Нельзя не вспомнить имя пианиста и композитора Антона Абрамовича, который впервые в истории белорусской музыки использовал в своих сочинениях песенный и танцевальный белорусский фольклор. Обрядовые песни и танцы включены в его фортепианную поэму «Белорусская свадьба». В ней имитируется звучание народных инструментов, используются характерные ритмические и гармонические обороты. Белорусский колорит прослеживается также в его сюите «Шесть времен года».

Классик белорусской и польской музыки композитор Станислав Монюшко в своих произведениях также опирался на народное творчество. Так, в сборник романсов «Домашний песенник» вошли песни на стихи белорусского поэта Я. Чечота, в которых ярко проявляются черты белорусской народной музыки.

Собирателем белорусского фольклора был скрипач и композитор Михаил Ельский. Многие из народных мелодий впоследствии использованы в его инструментальных сочинениях.

Лучшие произведения современного искусства уходят корнями в фольклор. Идеи и сюжеты черпали из народного творчества известные белорусские поэты и писатели Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, В. Дунин-Марцинкевич, Ф. Богушевич. На белорусском фольклоре основаны музыкальные произведения Н. Чуркина, Н. Аладова, Е. Тикоцкого и других белорусских композиторов. Н. Чуркин записал более трех тысяч народных песен и танцев. 16 белорусских народных песен использовано в его симфониетте «Белорусские картинки», ставшей первым национальным симфоническим произведением и считающейся своеобразной энциклопедией народной жизни.