Белорусская народная музыка берет начало в глубокой древности, в культуре восточно-славянских племен. Это обрядовые и календарные песни и танцы, различные хороводные, игровые, плясовые, наигрыши, припевки.

Особое значение в становлении белорусского музыкального искусства сыграло принятие христианства. В то время белорусская культовая музыка была исключительно вокальной. При храмах и монастырях создавались певческие школы. Из нотных рукописей Полоцкого периода сохранились «Песнопения о Ефросинье Полоцкой» (XII – XVII веков).

В XIV –XVII веках носителями светской музыкальной традиции являлись скоморохи и батлеечные театры. Параллельно развивалась церковная музыка. В XV веке в православной белорусской музыке появился особый местный тип знаменного распева. В XVI– XVIIвеках широкое распространение получили ренессансные идеи Реформации, утвердилось партесное пение (многоголосная вокальная музыка, число голосов могло достигать 40). Католические традиции способствовали популяризации хоровой и органной музыки.

Музыкальными шедеврами того времени можно назвать «Полоцкую тетрадь» (Остромечевская рукопись), содержащую свыше 60 вокальных и инструментальных творений, песенный сборник «Оршанский кодекс» из 66 произведений, а также сборник светских и духовных белорусских кантов (многоголосные песни) «Куранты». Интересно, что автором текстов некоторых белорусских кантов был известный просветитель Симеон Полоцкий.

Светское музицирование распространяется в поместьях дворян, в частных театрах магнатов и великих князей Радзивиллов, Сапег, Огинских. Они приглашали к себе выдающихся музыкантов Европы, оказавших влияние на развитие белорусской музыки. В середине XVIII века в Беларуси появилось множество музыкальных театров: театры Радзивилов в Несвиже и Слуцке, Слонимский театр Михала Казимира Огинского, Ружанский и Дречинский театры Сапег, театр Семена Зорича в Шклове, театр Антония Тизенгауза в Гродно.

Автором музыкальных комедий и трагедий была аристократка Уршуля Радзивил, жена Радзивила «Рыбоньки». Музыку сочиняли многие представители княжеского рода Огинских, наибольшую известность как композитор приобрел Михаил Клеофас Огинский, автор вальсов, маршей и знаменитых полонезов. Марши и полонезы сочинял Тадеуш Косцюшко. Интересно творчество уроженца Славгородчины Осипа Козловского, автора гимна «Гром победы, раздавайся» на слова Г. Державина. В России его считают одним из основателей национальной композиторской школы. Прославил белорусскую музыку немецкий композитор Ян Давид Голланд , написавший первую национальную оперу «Агатка».

В XIX столетии начал проявляться интерес к белорусскому народному творчеству, и в частности к народной музыке. Большую роль в музыкальной жизни сыграл уроженец Беларуси, польский композитор Станислав Монюшко. Он создал несколько комических опер, либретто к которым написал В. Дунин-Марцинкевич. Ярким представителем того времени стал композитор и художник Наполеон Орда.

К началу XX века в Беларуси появляется первый национальный драматический театр под руководством И.Буйницкого, популяризатора белорусских народных танцев и песен, создаются музыкальное товарищество и симфонический оркестр, открывается музыкальное училище.

Это лишь прикосновение к истокам белорусской музыки. Только перечисление ярких имен и интереснейших произведений займет не одну страницу.