Песенное искусство  существовало  в  народе задолго до появления профессиональных поэтов и композиторов. Истоки белорусской песни — в народной музыке восточных славян и Киевской Руси. Вначале возникли и обрядовые песни, являвшиеся неотъемлемой частью различных ритуалов. Позднее появились плясовые, хороводные, социальная лирика, песни бытового содержания, лирические песни.

Основные жанры белорусских народных песен: календарные (колядные, купальские, масленичные, троицкие, веснянки), семейно-обрядовые (свадебные, поминальные, похоронные, причитания), лирические, колыбельные, шуточные, застольные, плясовые, игровые, баллады, припевки, героические. Особое место занимают песни, сопровождавшие трудовую деятельность (покосные, жатвенные).

В начале ХХ века закладываются основы белорусской профессиональной композиторской школы. Одним из ее родоначальников является Н.Н. Чуркин. Собиратель белорусского музыкального фольклора Н.Н. Чуркин записал более 1,5 тысяч народных песен, которые вошли в сборник «Белорусские народные песни».

Народные песенные мелодии использовал в своем творчестве В.А. Золотарев. Народное хоровое пение положено в основу его «Маленькой сюиты». Мелодии белорусских народных песен звучат в опере «Міхась Падгорны» Е.К. Тикоцкого, либретто к которой написал поэт П. Бровка.

Обработкой и популяризацией народных песен занимался один из основоположников национальной профессиональной музыки Н. И. Аладов. Замечательны его произведения на стихи белорусских поэтов, настоящий шедевр — романсы на стихи Я.Купалы.

Кантата А. В. Богатырева «Белорусские песни» — ярчайшая обработка народных мелодий: солдатской («Зашумела сасонушка»), рекрутской («Ой, не вылятай»), лирической («Там, дзе круты явар ўецца»).

Национальная тема звучит в сочинениях Е. А.Глебова. Песенно-танцевальный фольклор использован в эстрадных пьесах «Я табун сцерагу», «Перапёлачка» и «Лявонiха», а также в увертюрах, фантазиях, написанных для народных инструментов.

Народные мелодии использованы в оратории «Мая Радзіма» и других произведениях Д.Б. Смольского. Народные песенные интонации звучат в опере А. Е. Туренкова «Кветка шчасця», в его «Белорусской сюите» и «Белорусской фантазии».

Знатоком и собирателем белорусского фольклора был один из создателей Государственного ансамбля песни и танца БССР Н.Ф. Соколовский. Он написал несколько инструментальных миниатюр и вокальных сюит на темы народных песен, а также песни на стихи Я. Купалы, Я.Коласа, П. Бровки. Лирический образ Родины и величие ее подвигов нашло отражение в удивительной «Песне про Неман» на слова А.Астрейки.

Огромен вклад в белорусское музыкальное искусство Ю. В. Семеняко, который отмечал: «Народное искусство — неисчерпаемый источник вдохновения для каждого художника». Тонкое знание национальной музыки нашло отражение в его операх «Зорка Венера», «Новая зямля»,  «Калючая ружа», «Калi ападае лiсце», оперетте «Павлинка», а также в замечательных песнях «Люблю тебя, Белая Русь», «Явор и калина», «Ты мне весною приснилась», «Расцветай, Беларусь» и других.

Ярки и самобытны произведения И. М.Лученка, особенно его песенное творчество («Спадчына», «Мой родны кут», «Зачарованная мая», «Алеся», «Верасы», «Память сердца», «Хатынь»). Говоря о белорусской песне невозможно не вспомнить В.Г. Мулявина, В. В. Оловникова, Э. С. Ханка.

Национальный академический народный хор имени Г.И. Цитовича собирает и исполняет народные песни. В репертуаре коллектива также звучат песни белорусских композиторов.