Печать 

 

Танец — один из самых древних видов народного творчества. Плясовые сопровождали семейные торжества и календарные праздники. Именно общественно-бытовые танцы заложили основу сценического танцевального искусства и современной хореографии.

Популяризировать белорусские народные танцы за пределами Беларуси в начале прошлого века начал Игнат Буйницкий. Он создал белорусский народный театр, в котором сам выступал в качестве постановщика, актера и танцора. В концертном исполнении народных танцев И. Буйницкий старался не отступать от фольклорной основы.

Самым древним видом народного танца является хоровод, заключающийся в простых движениях по кругу с незамысловатыми перестроениями. Хороводные круги символизировали обрядовые поклонения Солнцу. Хоровод — массовый коллективный танец, пляска-шествие, игра, забава.

Многие белорусские народные танцы посвящены особенностям сельского труда и быта. В танце «Лянок» — все этапы выращивания и обработки льна от посева до прядения ниток и шитья одежды. Стремительный «Млынок» отличается быстрыми и сложными перестроениями, повторяющими работу ветряной мельницы. Выразительна задорная и озорная «Бульба». Есть танцы, отображающие явления природы («Мяцелица», «Рэчанька») или передающие повадки животных и птиц («Журавель»).

Белорусские народные танцы практически всегда содержательны. В них есть определенный сюжет или история и конкретные герои или образы.  В парном танце обычно парень завлекает девушку виртуозными трюковыми  коленцами, и партнерша пытается произвести на молодого человека впечатление. Такой шуточный танцевальный диалог происходит в знаменитой «Лявонихе», а главным героям «помогают» остальные участники.

Белорусские народные танцы различаются по тематике, композиционному и ритмическому рисунку, музыкальному сопровождению. Плавные и динамичные, жизнерадостные и лирические, мелодичные и задорные, но всегда необыкновенно эмоциональные. Каждый жест, каждое движение наполнено особым настроением.

Нравится